Пока российский бизнес развлекается и покупает «Челси», ему не до новых технологий. Новый частный менеджмент увлеченно ликвидирует завалы в базовых отраслях (это выгоднее), а новые отрасли занимаются самофинансированием со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому защищать приходится, конечно, не болт, на котором держится 90% всего складского оборудования, а российского производителя, который никак не может дотянуться до денег, на которые удастся купить современные станки. Ведь как стоит вопрос: что лучше в стеллажах - болт или зацеп? Конечно - зацеп, если можете себе это позволить... но с другой стороны, болт ничем не хуже зацепа:
- По прочности болт крепче зацепа;
- При работе на неровных полах болтовое соединение более качественное;
- Стеллажи на болтах с точки зрения строительной механики намного надежнее;
- Точность изготовления при болтовых соединениях на порядок ниже;
- Все новые конструкции стеллажей проходят стадию болтовых соединений;
- Все проспекты западных складов указывают на регулярность расположения ярусов ригелей, которые никто никогда не переустанавливает просто из любви к искусству;
- Производить стеллажи на болтах можно практически на любом производстве.
Запад перешел на соединения на зацепах в основном из экономии:
- Само болтовое соединение за рубежом стоит - доллар, а в России – рубль;
- Стоимость сборки у западного производителя - 10% от стоимости оборудования, против российских 4%;
- На среднем зарубежном производстве работают 8-10 автоматизированных прокатных линий, а у нас всего по одной на 8 - 10 производствах, да и то рассчитанных под один вид продукции, а катать быстрее, чем гнуть.
Отечественных производителей всегда одолевает масса серьезнейших проблем: качество и сортамент металла, краски, подготовка, экология, сварка и сварочное оборудование и даже качество сварочной проволоки. А цена всего этого при импорте? Причем продукция должна уложиться в рамки конкурентной цены.
Однако стеллажи нужны везде, самые разные, в любом магазине или больнице, и в то же время их производство также можно наладить практически везде - металл, руки и простое оборудование для болтовых соединений найдутся - и будут они не хуже, чем на зацепах. И хотелось бы. чтобы этот процесс пошел быстрее: жалко менять нефть на стеллажи. Все, кто катает стеллажное оборудование, и так знают, что в конце концов они победят.
Теперь немного о терминологии. Стеллажи на болтовых соединениях могут быть любого типа. В ГОСТах были оговорены следующие виды стеллажей: консольные и гравитационные, по аналогии со стеллажами консольной загрузки различают стеллажи фронтальной и глубинной загрузки, загрузки на антресоли, на этажи. Патерностеры в России известны с начала прошлого века, как и штанговые - от штанговых конвейеров, к которым формально относятся и патерностеры. Далее стоит упомянуть гравитационные обратные, которые загружаются в одном направлении, а разгружаются в обратном. Следующая классификация основана на рабочих элементах - контейнеры, сетки, полки, штанги, т.е. контейнерные, сетчатые, полочные... Все перемещаемые стеллажи - передвижные. Затем шаттлы, с использованием вспомогательных устройств (шаттлов), или лифтовые стеллажи, в которых используются встроенные грузоподъемные устройства типа лифтов, или тележечные, хотя последние уже можно отнести к разряду автоматизированных складов. Правда, для подобных встроенных устройств видоизменяются сами элементы стеллажа, т.е. обычные элементы стеллажа становятся каркасом.
Под автоматизированным складом надо понимать не склад как помещение, а механизированный автономный комплекс, включающий стеллажи любой конструкции, встроенную погрузо-разгрузочную технику и отлаженную технологию их взаимодействия. Например, применение термина «проходные» к стеллажам глубинной загрузки в буквальном смысле - просто опасно, т.к. без раскосной системы по заднему фронту такой стеллаж будет крайне неустойчив.
Каждый вид стеллажей предназначен для складирования строго определенного типа грузов, поэтому все грузонесущие элементы стеллажа должны иметь маркировку, в которой прописаны грузоподъемность в килограммах, название фирмы производителя, месяц и год выпуска, а полный стеллажный комплект должен иметь паспорт с описанием особенностей конструкции и гарантии поставщика. Под грузоподъемностью горизонталь-ных элементов понимается предельная допускаемая равномерно распределенная нагрузка на каждый элемент, или на пару элементов при их парном использовании, а под грузоподъемностью вертикального элемента - предельная допускаемая вертикальная нагрузка при расчетной свободной длине элемента в миллиметрах (от пола до первого ригеля). Превышение указанной грузоподъемности очень опасно, а запас прочности, заложенный проектировщиком, использовать недопустимо.
В общем, многообразие видов стеллажной продукции обусловливает простор деятельности производителю, и залогом его успеха вполне можно назвать самый обыкновенный болт.